Как наследники зарабатывают на имени Пабло Пикассо

Потомки Пикассо считаются самыми состоятельными людьми в мире искусства.

В наше время династия Пикассо управляет колоссальным наследием своего великого предка. Потомки Пикассо считаются самыми состоятельными людьми в мире искусства. Вот тому пример: только одна из картин Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была продана на Christie’s 11 мая 2015 г. за 179,4 миллиона !

Бизнес на авторском праве

Сегодня Пикассо остается самым популярным художником, которого копирует масса последователей. Его произведения становятся рекордсменами не только по числу подделок, но и краж. С этими «черными» делами ежедневно разбирается Администрация Пикассо — основанная в 1996 г. его сыном Клодом организация. Она получила статус законного распорядителя имущества Пикассо. Цель Администрации — управлять наследством великого художника, защищать авторское право при копировании картин и организации выставок, а также бороться с подделками и поддерживать репутацию Пикассо.

Сотрудниками Администрации являются всего лишь восемь человек, так что многие высказывают недовольство из-за медленного рассмотрения заявок на разрешение использовать картины или имя Пикассо. В свою очередь Клод жалуется, что в год к ним поступает около 900 заявок, часть из которых неправильно написаны.

Другие недовольные люди отмечают, что Администрации стоило бы издать каталог-резоне Пикассо и созвать совет из квалифицированных экспертов, ведь среди наследников художника никто не является ученым в сфере искусств. Впрочем, невзирая на критические замечания, Клода Пикассо считают талантливым, иногда даже бескомпромиссным менеджером.

Пабло Пикассо оставил после себя более пятидесяти тысяч картин, рисунков, гравюр, скульптур, произведений керамики, но так и не написал завещания. Пятеро потомков художника от двух жен в течение шести лет вели переговоры по поводу разделения наследства. Этот процесс обошелся семье в $30 млн. Этими людьми являются сын Клод, дочери Майя Видмайер-Пикассо и Палома, а также внуки Марина и Бернар Пикассо.

После смерти отца Клод Пикассо якобы так сказал о семейном наследии: «Нам придется арендовать Эмпайр-Стейт-Билдинг, чтобы поместить все эти картины». Кроме них, Пабло Пикассо оставил три дома, два замка, ценные бумаги, 4,5 млн долларов наличных средств и 1,3 млн долларов золотом. Эксперты отмечают, что даже после того, как семья потеряет унаследованное авторское право в 2043 г. (через 70 лет после смерти художника), их денег хватит для безоблачной жизни следующих двух поколений.

Формальные родственники

Вся проблема в любвеобильности художника. Известно о шести женщинах Пикассо, с которыми у него были длительные отношения. Любовниц художника не счесть.

Хотя он и имел четверых детей от трех женщин, но, судя по всему, никогда не испытывал к ним сильной привязанности и, прежде всего, ассоциировал их с их матерями, отношения с которыми складывались непросто. Сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног». Причем всех богинь Пикассо быстро превращал в тряпки.

Титан увлек за собой в могилу почти всех своих женщин, а его дети и внуки до сих пор продолжают оспаривать некоторые пункты его завещаний и тексты его биографий.

Формально являясь членами одной семьи, родственники художника очень не любили друг друга и пытались встречаться как можно реже. Если при жизни гения им это удавалось, то после смерти Пикассо избегать более тесных контактов не получилось.

После 1973 г. семейные встречи превратились в необходимость, которая не доставляла удовольствия потомкам Пикассо. К тому времени каждый из них обзавелся собственным адвокатом, нотариусом и художественным экспертом.

С самого начала все складывалось очень сложно. Сын от первого брака Пауло унаследовал большую часть состояния, вторая жена Жаклин получила все остальное. Внебрачные дети – Майя, Палома и Клод — остались с пустыми руками. Разумеется, они начали атаковать суды и, в конце концов, добились признания в качестве законных наследников. После этого переговоры о наследии продолжились в расширенном составе, но это не помогло их участникам найти общий язык.

Никто не думал о репутации и добром имени семьи, никто не пытался сохранить даже видимость пристойности. Наследники ругались между собой и с радостью портили друг другу жизнь с помощью прессы.

Когда деление наследства почти подошло к концу, Пауло попросил, чтобы ему достался собственный детский портрет, нарисованный отцом. Члены семьи без лишних сантиментов предложили внести приблизительную стоимость произведения в общую сумма наследства. В том же 1975 г. Пауло, испытывавший проблемы со здоровьем, внезапно умер.

Невзирая на все разногласия, каждый из членов семьи не хотел выяснять отношения в суде. Но вовсе не потому что они не хотели вредить имени своего отца, а из-за боязни проиграть судовой процесс. Окончательное решение потомки Пикассо выработали только за семь лет, оно считалось внесудебным компромиссом. В 1980 г. соглашение было подписано всеми членами семьи, которые ради этого события в последний раз собрались вместе.

После получения художественного наследства Пикассо, каждый из его потомков получил право быть активным участником большого творческого рынка. Но для этого необходимо было бороться с случайными продажами произведений. В итоге, наследникам снова пришлось разрабатывать соглашения, создавать общества и независимые комиссии.Тем временем Жаклин, вторая жена Пикассо, не выдержала семилетней борьбы и в 1986 г. покончила с собой.

«Семейные» разногласия

При жизни Пабло Пикассо его отношения с детьми сложно было назвать идеальными. Когда в 1964 г. вышли мемуары его бывшей любовницы Франсуазы Жило «Жизнь с Пикассо» (матери Клода и Паломы), художник практически перестал с ними общаться. Вторая жена Пикассо, Жаклин, только способствовала накалу страстей. На похоронах художника присутствовала лишь она (у них с Пикассо не было детей) и сын Пабло от первого брака с Ольгой Хохловой.

В 2012 г. в семье Пикассо случился один из самых крупных скандалов. До тех пор все крупные аукционные дома в процессе аутентификации картин Пикассо советовались с его детьми — Клодом и Майей. Это создавало массу проблем, поскольку мнения потомков часто отличались. Чтобы изменить положение, четыре года назад Клод, Палома, Бернар и Марина написали письмо, в котором установили новый порядок определения подлинности картин Пикассо – они признали эксклюзивное право Клода на эту деятельность.

Однако никто не сообщил об этом Майе, которая потом призналась, что, услышав о письме, она «едва не упала замертво». Ходят слухи, что с тех пор у нее очень напряженные отношения с семьей. Хотя ее сын Оливьер уверяет, что даже сейчас мать принимает участие в деятельности Администрации, встречается с Клодом и Бернаром, занимается поиском необходимой информации и помогает в процессе аутентификации произведений.

Ни горький опыт прошлого, ни существование Администрации не смогли полностью обезопасить семью от возникновения новых разногласий по поводу отцовского наследия. После подписания контракта с Citroën по выпуску автомобилей серии Picasso, часть друзей семьи объявила эту сделку предательством имени Пикассо со стороны Клода. Марина Пикассо тоже выступила против этого решения. Тогда она заявила: «Я не могу принять то, что имя моего деда было использовано ради продажи чего-то настолько тривиального, как машина. Он был гением, а теперь его имя используется таким глупым образом».

Но все же существует одна вещь, которая объединяет потомков Пикассо — потрясающая щедрость. Без громких заявлений они передавали произведения Пикассо в музеи разных стран и отдавали на благотворительность деньги от продажи картин. Марина Пикассо — мать пятерых детей, трое из которых являются усыновленными вьетнамцами.

Дочь Жаклин Пикассо от первого брака, Кэтрин, получив в наследство картины после смерти матери, отдала их музею Пикассо в Париже. Также она регулярно пускает посетителей в принадлежащий ей замок Пабло Вовенарг.
В 2015 г. Майя создала Фонд художественного образования Майи Пикассо (The Maya Picasso Foundation for Arts Education). В 2017 г. она собирается открыть в качестве образовательного и исследовательского заведения студию в Париже, в которой в свое время работал отец.

Адвокат Администрации Пикассо Жан-Жак Нойер рассказывает, что в последние годы увеличилась стоимость картин Пикассо. Это спровоцировало волну подделок. Иногда случаются кражи. Например, во время одного из последних инцидентов в гараже пенсионера, который ранее работал электриком в семье Пикассо, нашли 271 картину художника.

 

Источник:  http://ubr.ua

Поделиться:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedInPinterestOdnoklassnikiEmail this page