Как открыть частный детский сад и выделиться среди конкурентов

Предприимчивые мамы Татьяна Амарян и Виктория Боева в 2012 году открыли частный детский сад Discovery, работающий по американской программе. За пять лет работы им удалось построить сеть из пяти филиалов, три из которых открыты по франшизе.

О бюрократических препонах, трех китах каждого детского сада и эмоциональном выгорании Татьяна и Виктория рассказывают в своем интервью.

- Рынок услуг дошкольного образования в Москве кажется перенасыщенным: тут и всевозможные клубы, и государственные и частные центры. Почему было принято решение выйти на этот конкурентный рынок?

Татьяна Амарян (Т.А.): На самом деле собственный детский садик — это голубая мечта каждой молодой мамы. Очереди в муниципальные сады большие, а если говорить конкретно о Москве — здесь вообще невозможно получить место без московской прописки. Учитывая количество приезжих, места в нише пока хватает.

Виктория Боева (В.Б.): На нашем рынке есть довольно серьезные искусственные ограничения: не у всех желающих хватает сил, терпения и возможностей открыть учебное учреждение для дошкольников, ведь нужно пройти массу проверок и получить лицензию. И вообще, быть морально готовым к общению со всевозможными инстанциями, родителями ваших будущих воспитанников и, конечно, с главными клиентами — детьми.

- Расскажите подробнее о требованиях к ДОУ. Что нужно учесть начинающему предпринимателю до запуска частного сада?

Т.А.: Первым препятствием на пути к мечте может стать регистрация юридического лица. Согласно действующему законодательству реализовывать образовательную деятельность в нашей стране могут только юрлица или физлица, зарегистрированные в качестве ИП. Как только вы получили соответствующий статус, необходимо подумать о трех китах, на которых твердо стоит детский сад: помещение, преподаватели и поставщики. От этого зависит, будет ли комфортно детям, насколько качественные образовательные услуги вы предоставите, выдаст ли вам Рособрнадзор соответствующую лицензию. Для ее получения потребуются: устав организации, документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, договор на аренду помещения, заключения СЭС и пожарных, образовательная программа, документ, подтверждающий наличие материально-технической базы и учебно-методической литературы, сведения о составе педагогического коллектива, количестве мест для детей.

- Как выбрать помещение для садика? Какие нюансы следует учесть?

В.Б.: Поиск помещения для детского сада — это отдельная история для любого предпринимателя. Государство предъявляет очень высокие требования к помещениям, где будут находиться дети. Их полный перечень — от описания дверных проемов до техники обустройства туалетов — можно найти в правилах пожарной безопасности и СанПинах.

Оснащение каждой комнаты и ее размеры тоже учитываются, поэтому следует продумать заранее, на какое количество детей будет рассчитан детский сад. Обратите внимание, что требования для объектов жилого и нежилого фонда различны. Так что выбор есть, нужно только заведомо продумать концепцию и «размах» будущего бизнеса. В целом в столице достаточно предложений по аренд недвижимости, думаю, проблем с выбором подходящей площадки не возникнет.

- Люди — главная проблема любого бизнеса. Как собрать команду?

Т.А.: Во-первых, нужно решить, сколько человек потребуется. Например, в нашем садике максимальное количество детей в группе — 15, и на них приходится четверо взрослых. Как правило, в ДОУ работают еще и приходящие педагоги: логопед, учитель музыки.

При поиске персонала придется учитывать и формальные моменты: люди, работающие с детьми, должны иметь медицинские книжки и справки о состоянии психического здоровья. Воспитатели обязаны получить педагогическое образование. При подаче документов для оформления лицензии на образовательную деятельность можно подробно ознакомиться со всеми официальными требованиями к персоналу дошкольного учреждения.

В.Б.: Персонал — это лицо вашего бизнеса. Сотрудники будут общаться с клиентами и отвечать перед ними за предоставленные услуги. Они должны уметь коммуницировать с разными людьми, быть ответственными и квалифицированными, чтобы вам не пришлось краснеть за них перед клиентами. Желательно регулярно проводить обучение и повышать квалификации. Это могут быть лекции и мастер-классы с приглашенными специалистами, дистанционная образовательная программа — в век технологий вариантов много.

- Что все-таки самое сложное на старте?

Т.А.: Думаю, самое тяжелое — не спасовать. Открытие садика — очень трудоемкий процесс, и не исключено, что в какой-то момент захочется просто все бросить и забыть как страшный сон эти проверки, ремонты, закупки… Но преодоление этих трудностей стоит потраченных усилий. На выходе получается не просто хороший, прибыльный бизнес. Работа с детьми — это удовольствие, осознание, что ты делаешь что-то настоящее и полезное.

В.Б.: Если все эти этапы кажутся слишком сложными, но желание начать свой бизнес именно в области дошкольного образования не пропало, есть альтернативное решение. Можно открыть детский сад по франшизе. Так в свое время сделали мы, однако быстро поняли, что хотим все-таки попробовать стартовать с собственной программой.

- В чем вы нашли собственное конкурентное преимущество?

Т.А.: Мы решили открыть английский детский сад с уникальной программой обучения, привезенной из США. К тому же мы сами были молодыми мамами, поэтому еще строже, чем государство, отнеслись к запуску сада. На данный момент в Москве работают пять детских садов Discovery, три из них — по франшизе.

В.Б.: По нашему опыту, франшиза окупается значительно быстрее, чем бизнес, построенный с нуля. При этом на запуск сада требуется всего три-четыре месяца и от трех до пяти миллионов рублей стартовых инвестиций. Сумма зависит от выбранного формата (одна группа английского в уже существующем саду или полноценный детский сад). Окупаются эти затраты в течение двух-трех лет.

- На рынке сейчас довольно много предложений, как новичку выбрать? Как не попасть в руки недобросовестного франчайзера?

Т.А.: Во-первых, надо смотреть на документы. «Стартовый пакет», с которого предприниматель начинает свой бизнес по франшизе, — это франчайзинговый договор, пособие по франчайзингу и финансовая модель. Эти документы франчайзер передает своему франчайзи. В идеале предоставляют еще и куратора, который оказывает поддержку на всех этапах становления бизнеса. Отсутствие франчайзингового пакета должно настораживать — это говорит о том, что у владельца нет проработанной системы.

В.Б.: Во-вторых, франчайзер должен не просто дать возможность открыть точки под своим именем, но и поделится собственным практическим опытом, проверенной бизнес-моделью, методами ведения дел и ноу-хау. В свою очередь франчайзи работает под брендом франчайзера, руководит точкой, но должен принять предложенную ему бизнес-модель.

- Какие условия работы у франшизы Discovery?

В.Б.: Мы предлагаем полный пакет документов и услуг: сопровождение на всех этапах открытия детского сада, помощь в подборе персонала, готовую программу обучения на три года, финансовый план и другие необходимые документы.

- В чем основные преимущества и сложности работы по франшизе?

Т.А.: Франчайзинг — идеальное решение для тех, кто делает первые шаги в бизнесе. Строить свое дело с нуля сложно, долго и рискованно. Выбирая франчайзинг, человек получает не только готовую бизнес-модель, но также имя и репутацию бренда. Это упрощает развитие бизнеса и процесс привлечения клиентов, поскольку компания уже существует какое-то время на рынке, она известна.

В.Б.: Одна из главных ошибок франчайзи — это попытка переделать бизнес под себя. Одно дело — организовывать самостоятельно рабочий процесс, это логично, другое — пытаться, например, изменить что-то в концепции франшизы. Любые изменения такого рода отражаются на всей сети. Клиентам может не понравиться видение конкретного франчайзи, и это коснется репутации каждой точки. Совет всем предпринимателям — не бояться предлагать новые идеи, но прежде обговаривать их с франчайзером, чтобы избежать провала, который отразится на всех участниках бизнеса.

- По вашему опыту, каковы главные сложности образовательного бизнеса для детей?

Т.А.: В управлении частным детским садом, как и в любой другой работе, есть свои подводные камни. К некоторым ситуациям просто невозможно подготовиться, даже если изучил вопрос от и до. Например, эмоциональная нагрузка. Если ты принимаешь непосредственное участие в работе своего детского сада, то невольно привязываешься к детям. И радуешься, и переживаешь за всех, как за своих. Тут нужно учиться самоконтролю, чтобы не оказаться в ситуации эмоционального выгорания.

В.Б.: Вместе с тем все сложности, которые могут возникнуть в работе, пожалуй, с лихвой окупаются значимостью проекта, его социальным потенциалом и пониманием, что такой бизнес способен принести реальную пользу и повлиять на будущее поколение.

 

Источник

 

Поделиться:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedInPinterestOdnoklassnikiEmail this page