На что обратить внимание при страховании грузов

Чтобы заключенный договор работал на благо Вашей компании, а в случае убытка Вы могли рассчитывать на получение возмещения – необходимо получить ответы на несколько вопросов.

Александр Насанчук,  старший специалист отдела имущественного страхования BritMark, описал основные понятия, виды и правила страхования грузов, а так же ряд нюансов, с которыми Вы можете столкнуться при оформлении такого покрытия.

Кто должен страховать грузоперевозку – покупатель или продавец?

Как бы парадоксально это не звучало, но ответ на этот вопрос не лежит на поверхности и в большинстве случаев требует тщательного анализа.

Главное правило, которым стоит руководствоваться в данной ситуации, гласит: груз должен страховать тот, кто понесет убытки в случае его гибели. Страхователем не всегда должна выступать компания, осуществляющая перевозку. Зачастую груз, уже принадлежащий покупателю, доставляется до конкретного обусловленного места продавцом. Это значит, что в случае гибели или повреждения груза убытки понесет покупатель. Этот, хоть и достаточно редкий пример, все же имеет место быть в практике страхования. Если такая отправка застрахована продавцом, а не покупателем – страховая компания не сможет компенсировать убытки какой-либо стороны.

Фактически грань очень тонкая. Некоторые перевозки выполняются и страхуются одной и той же компанией. Это, как правило, происходит тогда, когда товар доставляется покупателю уже освобожденным от рисков, налогов и пошлин. Продавец, который поставляет товар на таких условиях, одновременно берет на себя ответственность за его сохранность, а значит и страхует перевозку тоже он. И наоборот, если компания-покупатель забирает товар на складе продавца и сама обеспечивает его перевозку, то и страховать груз должна она.

Чтобы Ваша страховка работала, важно понимать, кто именно несет риск гибели груза на конкретном этапе его перевозки. Зачастую, компании, страхующие свой груз, даже не подозревают, что ответственность за его сохранность (а значит, и обязанность страховаться) лежит на их контрагенте. Следует отдавать себе отчет в том, что такая страховка не покроет все возможные убытки.

Разобраться в тонкостях имущественного интереса вовлеченных сторон помогут международные правила «Инкотермс», которые как раз и регламентируют места перехода ответственности от продавца к покупателю.

Как часто будут осуществляться подобные грузоперевозки?

Если такая перевозка – единственная в своем роде и в ближайшее время не повторится или же частота перевозок очень низкая (например, раз в месяц и реже), то Вы можете заключить разовый договор, период действия которого будет соответствовать планируемому периоду перевозки. Такой договор необходимо заключать со страховой компанией каждый раз перед новой отправкой. Если однотипные перевозки осуществляются Вашей фирмой с определенной периодичностью или на постоянной основе – будет удобнее работать с генеральным договором страхования грузов.

Такой договор заключается сроком на один год и автоматически покрывает все грузоперевозки Вашей компании. Как правило, предварительное уведомление о каждой отправке не требуется. Сверка осуществленных перевозок происходит по предварительному согласованию со страховой компанией каждый месяц или квартал (в зависимости от частоты отправок). Она осуществляется на основании информации, предоставленной страхователем. По итогу сверки между страховщиком и страхователем подписывается соответствующий акт.

Преимущество генерального договора над разовым заключается в том, что для него предоставляются комплексные тарифы, которые в большинстве случаев ниже тарифов для отдельных перевозок. Также такой договор является более удобным решением для компаний с большим объемом грузоперевозок, так как позволяет автоматизировать процесс их страхования.

Каковы условия страхования грузов, их особенности и области применения

Убедившись в том, что обязанность страховать груз лежит именно на Вашей компании, и, поняв, какой именно договор нужен, можно перейти непосредственно к определению условий страхования грузов.

Современная мировая страховая практика знает три наиболее популярных вида покрытия, применяющихся при страховании грузоперевозок. Это так называемые Оговорки «А», «В» и «С» Института Лондонских Страховщиков по страхованию грузов, коротко обозначаемые как ICC A, ICC B и ICC C. Аббревиатура «ICC» расшифровывается как Institute of Cargo Clauses, а маркеры «A», «B», «C» указывают на разную степень ответственности страховщика за возможные риски.

 Базисы покрытия «В» и «С» подразумевают поименованный перечень рисков. Договор, заключенный на таких условиях, работает по следующему принципу: «событие является застрахованным, если оно прямо указано в договоре и не исключается им».  Эти два вида страхования отличаются друг от друга тем, что ICC B, как более широкое покрытие, кроме базовых рисков покрывает риски стихийных бедствий и расходы по частной аварии.

Главный недостаток поименованных рисков при страховании грузоперевозок состоит в том, что они не покрывают риски группы ПДТЛ по умолчанию, а это значит, что договор с таким перечнем рисков не будет покрывать кражу, грабеж или разбойное нападение, повлекшее за собой потерю груза.

Поименованные риски находят практическое применение исключительно при грузоперевозках морским и железнодорожным транспортом. Но, к сожаленью, для грузоперевозок автомобильным и другими видами транспорта (кроме указанных выше) они не могут обеспечить надлежащее покрытие.

Наиболее распространенными условиями, на которых осуществляется страхование груза, является ICC A. Эти условия обеспечивают покрытие по принципу: «договором застраховано любое физическое воздействие на груз, если оно прямо не исключено этим договором». В таком полисе не указывается поименованный перечень случаев, на предмет которых осуществляется страхование, то есть договор заключается на базе «с ответственностью за все риски». Обширность такого покрытия позволяет применять его при страховании абсолютно всех видов грузоперевозок и на любых маршрутах.

Вне зависимости от выбранных условий страхования позаботьтесь о том, чтобы Ваш договор покрывал погрузку и разгрузку груза с транспортного средства, а также его промежуточное хранение в местах перевалки. Эти расширения, как правило, не влекут за собой ощутимого повышения стоимости страховки, но обеспечивают дополнительную защиту Вашим товарам и имуществу.

Если перевозимый груз нуждается в соблюдении определенного температурного режима, будет уместно расширить Ваше покрытие и на поломку оборудования, которое обеспечивает поддержание такого режима. Это расширение будет полезным для тех компаний, которые перевозят замороженные и охлажденные продукты питания, фармацевтические препараты и специфические виды сырья. Его можно включить в покрытие за дополнительную плату.

Как определить размер страховой сумы при страховании грузоперевозок?

Страховая сумма при страховании грузов преимущественно соответствует стоимости перевозимого груза, хотя и не всегда.

При международных перевозках корректно будет указать страховую сумму в размере 110% (а в отдельных случаях –  115%) от стоимости груза. Дополнительная стоимость включает расходы страхователя на перевозку, таможенные пошлины, фрахт, хранение груза и комиссии. Она включается в страховую сумму в том случае, если страхователь берет эти расходы на себя.

Также стоит отметить, что при формировании страховой суммы используется стоимость груза по цене производителя или поставщика. Говоря другими словами, применяется та стоимость, по которой отправитель груза продает его получателю. Если отправитель и получатель одна и та же компания, то используется действительная стоимость перевозимого имущества.

Важно помнить, что стоимость перевозимых товаров и имущества в обязательном порядке должна подтверждаться соответствующими сопроводительными документами: инвойсами или товарно-транспортными накладными.

В заключение стоит отметить, что маршрут Вашей грузоперевозки не должен проходить через территорию ряда государств, находящихся под санкциями ООН и США (Кувейт, Иран, Судан и другие), а также через зоны военных конфликтов и вооруженных противостояний. Возмещение убытков для перевозок, пересекающих границы таких территорий, невозможно вне зависимости от того, где именно произошел убыток.

Имею надежду, что пользуясь описанными советами, Ваша компания обезопасит себя от существенных потерь, которые могут быть вызваны ошибками при заключении договора страхования грузов.

 

Источник: http://ubr.ua/market/transport/na-chto-obratit-vnimanie-pri-strahovanii-gruzov-369863

Поделиться:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedInPinterestOdnoklassnikiEmail this page