В чем успех бренда британской королевской семьи?

Вы когда-нибудь видели сувениры с изображением короля Саудовской Аравии или Таиланда? На самом деле, такое даже сложно представить. В то же время Британская монархия служит не только символом английских традиций, но и ежегодно приносит стране прибыль в размере 1,5 млрд долларов!

О британской королеве Елизавете ІІ наверное знает каждый. Однако, в 2012 году ее изображения наверняка «приелись» многим. Ведь в 2012 году вся Англия праздновала «бриллиантовый юбилей» — 60 лет королевы Елизаветы на троне.Витрины всех магазинов по улице Кенсингтон украшали изображения монарха, обрамленные в украшенную орнаментом золотую рамочку. Их ценник гласил о 50 % скидке. Неподалеку, на площади Пикадилли, во всех сувенирный лавках можно было купить фотографии из разных периодов жизни королевы. Причем они были выгравированы, вышиты или нанесены на полотенца, чашки, магниты  и другие безделушки.

В 2011 году миллионы зрителей из 180 стран мира наблюдали за свадьбой принца Вильяма и Кейт Миддлтон. В следующем году, во время церемонии открытия Лондонских Олимпийских игр, 900 миллионов человек со всего мира увидело, как Елизавета II играет в постановке к открытию вместе с Даниелем Крейгом в роли Джеймса Бонда. И сегодня СМИ по всему миру отслеживают каждый шаг королевской семьи, как удачный, так и неудачный.

Из этого следует то, что бренд Британской королевской семьи принадлежит не только Британии. Ведь на протяжении двадцатого века весь мир наблюдал за критическим сокращением количества коронованных особ, а королева Елизавета II и ее семья продолжают привлекать к себе внимание всего мира.

Как все начиналось

К концу 18 века воинствующие короли исчезли, и их роль стала намного более пассивной – короли стали дипломатами. В то же время, возникла четкая классовая система. Для низших классов, живших за пределами Лондона, наблюдение за королевской семьей заключалось в том, что они строили заборы вдоль дорог, по которым ездили монархи со своей свитой. Внутри аристократии возник более формальный тип взаимодействия.

После 1688 года Британский парламент начал ослаблять власть монархии путём усиления конституциональных ограничений.

В течение 19 века и частично 20 века, наиболее уважаемые семьи часто устраивали званые ужины с приглашением королевских особ. Естественно, большая часть семей считало за большую честь, если к ним приходили люди из правящего класса. Конечно, иногда ситуация могла выйти из-под контроля. В конце 19 века, расточительный принц Альберт Эдвард (позднее – король Эдвард VII) тратил еженедельно от 5 до 10 тысяч фунтов. Ходят слухи, что лорд Сафилд, близкий друг Альберта, был так раздосадован расточительством Альберта, что сжег свой собственный дом.

Между двух мировых войн, британская аристократия переживала далеко не лучшие времена, по причине мирового падения экономики, уменьшения спроса на британские товары, смерти среди населения, ранения и увечья, полученные сыновьями знатных домов, а также изменениями в законах по налогообложению имущества. Ко времени Второй мировой, большие знатные дома пришли в полный упадок, смещая таким образом акцент королевских развлечений со званых ужинов в домах знати в события внутри королевских дворцов.

Упадок аристократии также значил, что британский высший класс теперь мог пересечься на королевских мероприятиях и с низшим классом. Например, на значительные спортивные события, такие как Уимблдон или Королевские скачки, билеты были доступны широкой публике. Конечно, классовые различия сохранялись даже на этих общих мероприятиях, однако, иногда они целиком пропадали. В 2005 году, после свадьбы принца Чарльза и Камиллы Паркер Боулз, многие гости в цилиндрах и фраках, обедали в бистро возле метро – и рядом с ними стояли толпы «простолюдинов», желающих ухватить хоть какую-то частичку королевской жизни.

Короли-любимцы народа

В Великобритании люди исторически любили наблюдать за королевской семьей. Подобное явление имело название «royal-watching». До начала быстрого развития масс-медиа в 19 веке, люди узнавали новинки о жизни королевской семьи из публичных объявлений. До недавнего времени, многие ритуалы королевской семьи считались частными, и иногда даже секретными государственными делами, и не были предназначены для культурного обогащения публики. Когда же всё больше людей стало переселяться в Лондон или его окрестности, количество присутствующих на коронациях, похоронах и празднованиях дней победы резко увеличилось.

Тем не менее, не всегда наблюдение за королевской семьей было туристическим развлечением. Начиная с 1066 года и вплоть до 1743, когда Джордж II стал последним королем, который принимал участие в битвах, Британия была вовлечена в более чем 50 войн. В этот исторический период, когда короли лично принимали участие в битвах, наблюдение за королевской семьей было делом защиты короля от вражеских стрел и мечей. Короли и королевы в это время переживали за свои сокровищницы и имели проблемы с перемещением войск и военного оборудования. Тогда, когда короля мог предать даже его личный защитник, выставление напоказ жизни королевской семьи ради удовольствия туристов было просто невозможным.

Бренд королевской семьи

Между 2012 и 2014 годами, такие события как бриллиантовый юбилей, рождение принца Джорджа, тур Вильяма и Катерины в Австралию и Новую Зеландию – вновь подогрели интерес и люди стали посещать места, связанные с королевской семьей. В Великобритании расположено огромное количество подобных мест, включая Букингемский дворец, Кенсингтонский дворец и Вестминстер. Также есть четыре ежегодных гонки в разных частях мира, которые связаны с именем королевы. В Антарктике существует «Земля королевы Елизаветты», «Сад 11 сентября имени королевы Елизаветты II» на Манхеттене и статуя королевы с сумкой в Австралии. Даже Кремль, который является символом конца монархии в России, в 2013 году реши провести выставку, названную «Золотой век английского суда – от Генри VIII до Чарльза I».

Защитники монархии утверждают, что она – необходимая часть туризма. На самом деле сложно определить экономический эффект от туризма, связанного с монархией. Экономист BBC Еван Девис сделал предположение, что около 10% всех туристов, посещающих Великобританию, делают это исключительно из-за королевской семьи, и значительно большая часть людей привлекается мощным культурным и историческим наследием, вклад королевской семьи в которое невозможно переоценить.

В целом же, консалтинговая компания Brand Finance подготовила исследование, по результатам которого, ежегодный вклад королевской семьи в развитие Великобритании составляет 26,4 млрд фунтов. «Монархия – мощный стимул для личных и корпоративных брендов, а также для бренда всей нации. Мы верим, что этот бренд вносит значительный вклад в выведение Великобритании из рецессии».

Популярность королевской семьи сегодня

Сегодня процессии из монархов и первых лиц во время коронации нового британского монарха превратилось в международное событие. Британский ученый, который провел исследование на тему «королевского бренда», заметил, что подобное случается, потому что королева – не только суверен Объединенного королевства, но также пятнадцати других стран (не учитывая того, что она является главой Содружества наций, в которое входит еще 53 члена), что, по сути, является «объединением шестнадцати королев в одну».

Международная ценность британской королевской семьи, особенно в ключе её культурных особенностей, является основным фактором отличия между британской королевской семьей и другими монархиями. Например, в Таиланде за оскорбления королевской семьи можно попасть за решетку. Потому вряд ли какой-то таиландский ритейлер рискнёт налить вам кофе в чашку, на которой будет изображен монарх. Конечно, все оставшиеся на земле монархии служат источником дохода за счет туристов. Однако, нигде не выпускается так много сувенирной продукции с королевской семьей, как в Великобритании. Например, в Осло королевский дворец утопает в большом количестве разнообразных кафе и сувенирных лавок, и в то же время, найти в них сувенир с изображением монарха практически невозможно. Конечно же, норвежские лавки полны сувениров, изображающих троллей, викингов, лосей и оленей. Однако найти что-либо, указывающее на королевскую семью, нереально.

Зато в Великобритании каждый шаг и событие из жизни королевской семьи может найти отражение в сувенирной продукции. Даже когда Чарльз, принц Уэльса, и его жена Диана, развелись в 1996 году, и публика отреагировала на это рассуждениями о зыбкости будущего монархии, предприниматели изготовили памятные значки для этого события. На одной из типов сувенирных тарелок даже был изображен сатирический рисунок, на котором пара была разделена глубокой трещиной.

Рынок наполнен тем, что антрополог Хелайн Сильверман называет «переносными роялти» — чайными ложками, кофейными чайниками и цепочками, а также холодильниками с изображениями Вильяма и Катерины, репликами ювелирных украшений из золота и серебра, стоимостью в тысячи фунтов. Для многих Британская монархия отражает то, что шотландский теоретик Том Нейрн называет «гламуром отсталости».

 

Источник: http://ubr.ua/business-practice/ups-and-downs-in-business/v-chem-uspeh-brenda-britanskoi-korolevskoi-semi-369458

Поделиться:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedInPinterestOdnoklassnikiEmail this page