Советы о том, как начать стартап в Китае

Обычно благоприятная среда для начала и развития стартапа ассоциируется с Силиконовой Долиной. Поэтому идея открыть стартап в Китае, на первый взгляд, кажется довольно экзотичной. Почему это выгодно и как реализовать успешный бизнес в Поднебесной читайте в нашем материале.

У рядового обывателя Китай ассоциируется с дешевыми подделками автомобилей, популярных западных товаров, тоннами электронного оборудования, которое буквально заполонило весь мир.Также Китай прославился как страна с необычным сочетанием свободной рыночной экономики с коммунистическим строем. Еще Китай известен бурным ростом экономики в последние годы, несмотря на ее резкий спад этой осенью, и множеством догадок на тему будет ли соблюдаться этот тренд в будущем году.Однако мало кто рассматривает Китай как удачное место для начала  стартапа. А стоит, ведь все указывает на то, что у Силиконовой Долины появился серьезный конкурент.

Согласно разным экономическим источникам, сегодня в Китае работает около 32 тысяч стартапов. В основном они сконцентрированы в Пекине, Шанхае и Шэньчжэнь. Эти города в значительной степени субсидируются китайским правительством и местными органами власти. Здесь процветают местные фонды венчурного капитала, а также весьма активны иностранные инвесторы. Иностранцы в большинстве инвесторы из Силиконовой долины. Эти и другие факторы (о них речь пойдет ниже) говорят о том, что открывать стартап в Китае однозначно стоит.

Предварительно ознакомьтесь с общей информацией о бизнесе в Китае, а также с  основными плюсами для развития нового направления в этой удивительной стране и советами по открытию бизнеса в Китае.

E-commerce в Китае

Китайский технологический рынок продолжает расти, хотя согласно последним прогнозам экономика Китая будет замедляться. Китай имеет наибольшее число в мире интернет-пользователей — около 632 миллионов (в 2012 году было 560 млн). Среди интернет-магнатов есть три компании, которые доминируют на местном рынке и генерируют доходы в миллиарды долларов: Baidu, Alibaba и Tencent. Наиболее динамичной отраслью, несомненно, является электронная коммерция, которая распространяется далеко за рамки китайских границ. Считается, что около 44 процентов населения страны являются активными покупателями в Интернет. О масштабе развития этой отрасли торговли можно судить по международным данным.

По данным Megapanel, только в апреле 2015 года портал Aliexpress посетило 2,5 млн польских интернет-пользователей (может, у Allegro, разработанного на берегу Вислы, есть серьезный конкурент?). Это составляет около 2-3% от общего количества покупателей во всем мире. Помимо онлайн-продаж, быстро развивается сфера образования (интернет-инструментов и приложений) и электронного туризма.

Еще одно направление в Китае, которое заслуживает внимания со стороны как стартаперов, так и инвесторов — это компьютерные игры в широком понимании этого слова. Это рынок стоит около 13 миллиардов долларов и занимает первое место в мире.

Основные препятствия на пути к китайскому рынку

В Китае существует общий принцип жесткой конкуренции, в которой нет запрещенных приемов. Инвестирование и ведение бизнеса безопасны в кругу доверенных лиц и знакомых — это основополагающий принцип.

Китайская экосистема бизнеса не легка ни для инвесторов, ни для стартаперов. В обоих случаях чрезвычайную роль играет сеть контактов, потому что работа в бизнесе прочно основана на связях. Главная причина этому — низкий уровень доверия. Иностранные инвесторы, особенно когда за ними не стоит серьезный фонд, наталкиваются на дистанцию.

Быть стартапером в Китае — модно

Образец успешного предпринимателя — китайский аналог Джеффа Безоса, создателя и владельца Амазона — миллиардер Джек Ма. Он не только стал основателем сайта Alibaba — крупнейшего представителя электронной коммерции в Китае, но также самым богатым человеком в стране (его состояние оценивается в 21,8 миллиарда долларов). И это не случайно.

В течение нескольких лет в Китае царит благоприятный климат по развитию идеи предпринимательства среди молодежи. В настоящее время можно говорить о реальной моде на стартапы. Этот тезиз подтверждает самый популярный китайский книжный интернет-магазин Dangdang.com – он представляет 27 тысяч книг по запросу «стартап». Для сравнения, на Amazon таких книг всего 12 тысяч. Истории успеха, которые постоянно обсуждают в средствах массовой информации, позволяют реально почувствовать запах и вкус денег.

Китайские власти заинтересованы в привлечении стартапов

В сентябре 2014 года председатель КНР Си Цзиньпин выступил на Летнем Давосе с лекцией о новой волне стартапов в Китае и их влиянии на экосистемы в течение Всемирного Экономического Форума. О чем это говорит?

Стимулирование предпринимательства в настоящее время является главным принципом внутренней экономической политики Китая и одной из самых обсуждаемых тем представителями высших органов власти  — председателем КНР Си Цзиньпин и председателем государственного совета Ли Кэцян. Последний, после вступления в должность в 2013 году, посетил пять университетов, и во время этих визитов стартаповая активность студентов была главным предметом интереса премьер-министра. Поддержка предпринимательства административной ветвью власти видна невооруженным взглядом.

В марте 2015 года в Пекине городские власти объявили о строительстве системы инкубаторов в Zhongguancun — технологическом и бизнес-центре по образцу Силиконовой долины, где находятся штаб-квартиры крупнейших китайских технологических компаний, таких как Baidu (китайский поисковик, аналог Google), крупнейший новостной портал Сина. С начала 2015 года несколько китайских провинций, таких как провинции Хубэй, Шанхай, реки Янцзы, Цинхай вложили деньги в инфраструктуру инкубаторов, объявили налоговые льготы для молодых компаний и открыло стипендии для студентов, запускающих стартапы.

Как запустить стартап в Китае?

1. Напишите план действий. Нужно тщательно подготовиться к началу вашего дела как любого другого (прогнозы, цели, целевые группы, бизнес-модели и т.д.). А в Китае необходимо строить прогнозы на основе реалий этого рынка, особенно в отношении деловой культуры и условий, вытекающих из законодательства. Чрезвычайно важно адаптировать продукт или услугу к потребительским привычкам, функционированию на основе правил, которые регулируют бизнес (с учетом всех ограничений, запретов или предписаний).

2. Зарегистрируйте компанию в Китае. Иностранцы не могут создать компанию в Китае. Сначала ее нужно создать за рубежом, а затем зарегистрировать в Китае. Есть три доступных формы деятельности: «зарегистрированный офис» (RO), стопроцентная иностранная фирма (WOFE) и совместное предприятие, где должен быть по крайней мере один китайские партнер. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки, и его выбор должен зависеть от сектора компании, типа продукта, характеристики работы (B2B, B2C и т.д.).

3. Ищите бизнес-партнера. Без поддержки, внедрения в местную среду и культуру бизнеса ничего не добиться. Происхождение, связи, положение в отрасли, членство в ассоциациях и т.д. имеют первостепенное значение для успеха начинающих. Вот почему контакты с местным партнером могут оказаться незаменимыми для иностранцев, которые пытаются завоевать китайский рынок.

4. Постарайтесь понять китайскую культуру. Китайский способ мышления отличается от известных моделей в западных культурах. Китайцы намного больше сосредоточены на отношениях, сотрудничестве и хорошей атмосфере. Они нуждаются во встречах, взаимодействии и, в конечном счете, чувствуют, имеет шанс нить связи перерасти в крепкую сеть, или останется лишь в виде клубка.

Китайцы не привыкли к откровенному выражению озабоченности, информированию о каких-либо проблемах до тех пор, пока они не станут действительно серьезными. Поэтому часто в случае каких-либо трудностей китайский предприниматель не сообщит о них заранее своему партнеру.

Китайский народ суеверен, например. много людей в этой стране считают число 4 несчастливым, потому что его произношение похоже на слово «смерть». Использование его названии может быть негативно воспринято потребителями и потенциальными деловыми партнерами. С другой стороны, цифры 6 и 8 считаются счастливыми и может в восприятии людей приносить удачу.

Выучите китайский: партнеры оценят вашу готовность общаться на их родном языке, и вы начинаете лучше понимать образ мышления китайцев и их культуру.

5. Просчитайте потенциальные затраты. Они будут не малыми. Ведь покупка или аренда недвижимости в городах, которые являются бизнес-центрами, очень дорога, а цена не снижается вот уже несколько лет подряд. То же самое относится к расходам на зарплаты квалифицированным инженерам или менеджерам — образованные и опытные сотрудники дорого стоят на рынке труда.

6. Наладьте отношения с местной властью. Приоритетом китайского правительства является экономическое развитие, но приоритетом в этой гонке, в первую очередь являются родные им компании. Это единственная причина, по которой крупные компании Запада не допущены в страну, а их место занимают китайские аналоги. Выход из ситуации — китайский совладелец или, по крайней мере, представитель, потому что это хорошо воспринимается властями.

7. Изучите китайское законодательство и разберитесь с ролью правительства. Китай нельзя назвать дружественным для пользователей интернета в нашем, западном понимании. Доступ к сети существенно регулируется, а контент не только просматривается, но подлежит цензуре и даже бану. Это может привести к ограничению доступа к ресурсам, необходимым для функционирования технологической компании (инструментов, программного обеспечения и т.д.), но также может ограничить направления развития проекта.

Важно также, что положения, регулирующие работу иностранных компаний на китайском рынке постоянно меняются. Проще всего — привлечь специалиста или агентство, которые следили бы за правильностью проектов компании.

8. Привлеките инвесторов. Не стоит искать финансирование только среди китайских инвесторов. В таких странах, как Франция, Великобритания, Германия, США много инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие китайского рынка.

9. Грамотно ведите переговоры:

будьте готовы к игре «хорошего и плохого полицейского»;

не говорите «да» или «нет» слишком быстро и опрометчиво;

пригласите на переговоры своих китайских партнеров по бизнесу;

не будьте в оппозиции; внимательно слушайте и показывайте доброжелательность;

тщательно просчитайте все инвестиции, затраты, приготовьте график мероприятий и т. д. (это привычный формат переговоров для договаривающихся сторон).

10. Держите тесный контакт с бизнес-партнерами, часто встречаясь с ними, обсуждайте текущие вопросы, укрепляйте отношения.

11. Постройте эффективную систему измерения ключевых показателей производительности и других измеримых результатов совместно с вашими бизнес-партнерами.

12. Мониторьте и контролируйте рынок на постоянной основе. Находитесь в поиске новых возможностей и разработок.

 

В Китае перед вами открываются огромные возможность. Главное понять его культуру ведения бизнеса, бизнес-традиции и правильно рассчитать собственные ресурсы.

 

Источник: http://ubr.ua/market/startup-time/sovety-o-tom-kak-nachat-startap-v-kitae-369462

Поделиться:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedInPinterestOdnoklassnikiEmail this page