Психология старта бизнеса: что должен знать каждый предприниматель?

Создать бизнес, на самом деле, не так сложно, как кажется. Труднее — обеспечить его развитие. Мы собрали для вас несколько полезных советов на этот счет.

Вопросы создания собственного бизнеса сегодня являются одной из самых популярных и обсуждаемых тем мирового экономического сообщества. Это неудивительно, поскольку стартапы и начинающие компании дают своим владельцам свободу действий и возможность работать только на себя. Тем не менее, многие предприниматели, принимая решения об уходе в бизнес, не совсем четко осознают всю ответственность, с которой им придется столкнуться, а также не до конца отдают себе отчет в том, будет ли востребовано их предложение на рынке, и есть ли у молодого предприятия будущее. Чтобы не попасть впросак, нужно еще на берегу найти ответы на несколько важных вопросов. Каких именно, читайте в нашем материале.

Знакомьтесь, предприниматель

Многие сотрудники, проработавшие в корпоративном сегменте не один год, постепенно приходят к мысли о создании собственного дела. Для этого, на первый взгляд, есть все необходимое – от внушительного опыта работы и контактов в бизнес-среде до желания создавать что-то новое. Однако на практике всего этого оказывается недостаточно.«Бизнес дает свободу реализовывать свои идеи, а, в случае успеха – еще и финансовую свободу. Но бизнес, особенно на старте, требует от предпринимателя отдачи и концентрации, лишая его свободы. И, конечно же, не нужно забывать о рисках, поскольку предприниматель – это тот, кто рискует», — рассказывает Эдуард Мальцев, руководитель Executive MBA Киево-Могилянской Бизнес Школы. Стартапер должен быть готов к тому, что создание компании обязательно сопряжено с тяжелой работой и постоянной занятостью даже в выходные и праздники.

Немаловажную роль в успехе будущего предприятия играет личность предпринимателя и черты его характера. Некоторые из них даны от природы, а над развитием остальных необходимо поработать еще до того, как будет принято окончательное решение о запуске компании. По мнению Валериана Макацарии, предпринимателя и преподавателя бизнес-школы «Крок»(BSK), необходимыми для бизнесмена являются три ключевых качества, а именно:

  • наличие амбиций и высокая маскулинность (настрой на конкуренцию);
  • низкий порог страха перед неопределенностью, высокая любознательность, потребность постоянно знакомиться с чем-то новым и чужим;
  • воля, как потребность личности – не отступать, не предавать свои нереализованные стремления, а также наличие мечты и цели.

Кроме того, помимо указанных качеств, пригодится особый тип мышления, присущий настоящим предпринимателям и выражающийся в способности учиться, не отчаиваться в случае провала и постоянно уделять внимание окружающим деталям. «Я бы добавила еще одно качество, необходимое для предпринимательства – способность увидеть возможности там, где их не видят другие люди. Очень часто мы думаем, что предпринимательство связано только со стартапами и высокими технологиями. Ничего подобного. Например, вы живете в небольшом районном центре, в котором есть проблемы с общественным транспортом, и вы, проанализировав пассажиропотоки, перспективы развития региона, риски, и прочие условия открываете новый удобный маршрут для людей, или, скажем, открываете новый ресторан или новую медицинскую клинику. Это предпринимательство? Да, безусловно», – говорит Ольга Карпова, СЕОBSK.

Не стоит забывать и о том, что стартапер, несмотря на  борьбу за прибыль и поиск выгодных условий для своей компании, должен, прежде всего, оставаться человеком. В этом кроется ключ к самоусовершенствованию и правильному подходу к клиентам. Ведь только искреннее и неравнодушное отношение к потребителям заставит последних возвращаться за продуктами или услугами той или иной компании вновь и вновь. «Я искреннее уверенна, что в  бизнесе главное – душа. Тут уже важно не только мышление предпринимателя, но и ваш внутренний настрой на работу и на успех. Никогда не сравнивайте себя с другими. Учитесь у тех, кто лучше вас, вдохновляйтесь их примером, стремитесь к большему, но никогда не оценивайте себя на фоне этих людей. Рискуете разочароваться, ведь всегда есть кто-то, кто достиг большего. Лучше отслеживайте собственный прогресс, он будет служить источником вдохновения», -поясняет Анна Петрова, генеральный директор образовательного центра для предпринимателей «Startup Ukraine«.

Кроме того, львиная доля авторов книг о создании бизнеса настаивают на том, что каждый уважающий себя и рассчитывающий на успех предприниматель должен четко знать собственные плюсы и минусы, а также быть уверенным в том, чем собирается заниматься. Для этого необходимо, прежде всего, трезво оценивать себя, свои возможности и интересы. «Чтобы определить сильные стороны – подумайте, что вы умеете делать лучше всего. Напишите 100 вещей, которые вы любите делать, почитайте и выберете, чего из этого больше всего хотите. Со слабыми сторонами нужно проделать то же самое. Но тут важно не просто выписать их, а проработать и превратить в зоны роста», — советует Анна Петрова.

За секунду до старта

Тем не менее, успех компании или стартапа не всегда и не на все 100% зависит только от личности основателя.  Решающие роли играют наличие планирования стратегии, анализ рынка и четкое определения возможных рисков. Из-за отсутствия этих наработок большое количество компаний уходят с рынка, даже не начав работу. Рассмотрим некоторые основополагающие нюансы.

Как и с кем работать?

«В 8-ми из 10 случаев малые предприятия терпят неудачу из-за недооценки фактора человеческих амбиций, разницы в мотивах, ценностных установках, особенностях коммуникаций и т.д», — говорит Валериан Макацария. Именно поэтому вопрос подбора персонала является достаточно важным, если не основным. По словам Валериана, набирая сотрудников для своего бизнеса, необходимо придерживаться ряда рекомендаций.

  1. В бизнес необходимо брать тех, кто будет как можно дольше вносить существенный вклад в его развитие.
  2. Долю в проекте следует давать только тем сотрудникам, которые вложили в него средства, привнесли стратегический ресурс и т.д.
  3. Определить приоритетные ценности бизнеса и следовать им, несмотря на краткосрочные интересы или интересы отдельных групп или лиц.
  4. Заручиться поддержкой родственников и их понимаем того, что бизнес будет занимать существенную часть времени предпринимателя.

Худшие «друзья» предпринимателей: риски и страхи

Возможность потерять вложенные инвестиции или весь бизнес останавливает от решительных действий многих предпринимателей. Тем не менее, прогореть может каждый и всегда, от этого, к сожалению, никто не застрахован. Тем не менее, важно определить, какие риски приемлемы для компании и ее команды, а какие – нет. «Ключевой риск – ваши деньги закончатся быстрее, чем вы начнете зарабатывать», — говорит Эдуард Мальцев.

К такому положению дел нужно быть готовым еще на самом старте, но его не стоит бояться. «Если в бизнесе вы больше всего боитесь провала, вам отлично поможет такой рецепт от страха. Итак, ответьте себе на вопрос: «Почему у меня ничего не получится?» Может быть, вы не до конца уверены в своей идее для бизнеса? Тогда проанализируйте ее. Изучите рынок, поймите, какая целевая аудитория вашего продукта, что ей нужно, какие есть проблемы в выбранной нише и какое их решение вы можете предложить. Определите слабые и сильные стороны своего проекта. Еще желательно просчитать все возможные расходы минимум на год вперед. Также не стесняйтесь задавать вопросы опытным бизнесменам, например, на мастер-классах или специальных встречах. Ясность убьет страх. Подготовившись, вы точно сделаете правильный первый шаг. А первый успех, который за ним последует, – вдохновит вас», — советует Анна Петрова.

Кроме того, хорошим способом борьбы с опасениями может стать визуализация возможных потерь из-за провала бизнеса. Представьте себе худший сценарий развития событий и просчитайте, что можете потерять. «Чтобы избавиться от страхов раз и навсегда, советую представить, будто все, чего вы так боялись, – вдруг осуществилось. При этом желательно «прокрутить» в голове самый худший сценарий. «Фишка» этого упражнения проста: на деле окажется, что ничего ужасного не произойдет. Более того, из негативного опыта вы сможете вынести множество полезных уроков на будущее, что само по себе бесценно. Например, вы больше всего боитесь потерять деньги. Сколько вы можете потерять при самом худшем развитии событий? $1000-2000? Да, это немаленькие деньги. Но, согласитесь, вряд ли вы, открывая бизнес, поставили на кон все, что имеете. Тем более в наше время. С другой стороны – вы получите отличный опыт, и точно будете знать, чего точно не нужно делать в бизнесе. Или, например, вы боитесь, что вас осудят друзья, близкие, если ничего не получится. Допустим, осудили. Да, это очень больно, неприятно. Но если посмотреть с другой стороны – вы станете сильнее морально. Также узнаете, кто действительно ваш друг, и готов поддерживать в самых трудных ситуациях, а кто таковым не является», — добавляет Анна.

В поисках идеи и ниши

Ключевой момент старта любого бизнеса – поиск направления будущей работы и идеи. В этих вопросах необходимо, прежде всего, исходить из того, кто будет пользоваться продуктом или услугой. «Постарайтесь четко определить – кто ваш клиент и какую потребность удовлетворяет ваш продукт. Для этого желательно знать и понимать жизнь, которой живут ваши клиенты, какие потребности у них есть, и решения каких проблем они ожидают найти», — говорит Эдуард Мальцев. В свою очередь, Валериан Макацария советует, при поиске необходимой ниши, обращать внимание на различные инновации, от управленческих до технологических, и использовать следующие подходы:

  1. Сконструировать доходную  бизнес-модель, способную удовлетворять индивидуальную потребность.
  2. Присмотреться к успешным бизнесам, выстрелившим в последние годы в странах с близкой культурой потребления.
  3. Отслеживать прорывы и инновации в сфере управленческих инструментов и приемах маркетинга (например, с помощью подобных рейтингов).

После того, как нужная ниша была определена и найдена, а идея сформулирована, предпринимателей ждет новая проблема – апробация и улучшение предполагаемого продукта или услуги. На этом этапе самое главное – говорить и слушать. «Не бойтесь рассказывать о своей идее. Не бойтесь, что ее украдут. Наличие хорошей идеи – безусловно, важно, но не менее важна ее реализация и скорость реакции.Если у вас много идей, выбирайте то, к чему больше лежит душа. Еще один фактор – в нынешней ситуации отдайте предпочтение той идее, с которой легче стартовать. Обязательно анализируйте рынок, в деталях анализируйте свою идею – что, кому и как вы будете продавать. Вы должны понять, нужна ли рынку, клиентам, партнерам ваша бизнес-идея. Вам нужно разработать индивидуальный план по развитию идеи, провести SWOT- анализ, сравниться с конкурентами и понять преимущество вашего бизнеса», — говорит Анна Петрова.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой: предпринимательство – это достаточно серьезный рубеж, перешагнуть который по силам, увы, не каждому. Запуская собственное дело, трезво оцените свои возможности, как материальные, так и моральные. Только в таком случае успех будущего предприятия возможен.

 

Источник: http://ubr.ua/business-practice/own-business/psihologiia-starta-biznesa-chto-doljen-znat-kajdyi-predprinimatel-335880

Поделиться:

FacebookTwitterGoogleVkontakteLinkedInPinterestOdnoklassnikiEmail this page